Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Ресурсы отдела культуры
Адрес и схема проезда

Адрес: 353730, Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская, улица Горького, 55

Телефон: 8(86164)7-22-21

E-mail: kul-kanev@yandex.ru

 

Сайты образовательных учреждений культуры Каневского района
Сайты культурно-досуговых учреждений культуры Каневского района
Сайты информационно-просветительских учреждений культуры Каневского района

Природные условия кубанской земли благоприятны для жизни человека. Пища растительного и животного происхождения, другие необходимые для жизни и деятельности ресурсы – всего здесь достаточно. Особенно тепла и света – сезон солнца на Кубани длится стабильно три четверти года. Учёные утверждают, что люди поселились и жили около кубанских морей и рек задолго до нашей эры!

Известно, что ещё в V веке до н.э. в кубанской степи появились сарматы. Они соединились с местным населением – мирными, трудолюбивыми меотами, которые жили небольшими городищами. Уничтожая их поселения, позже через кубанские земли прокатились гуннские орды. Но меото-сарматская культура на века оставила о себе видимый мемориальный след – высокими курганами и целыми курганными ансамблями, на пересменке второго и третьего тысячелетий официально признанными памятниками археологии.

Существуют и другие свидетельства – о возникновении по берегам реки Кубань славянских поселений и об основании Тмутараканского княжества, о захвате лакомой территории половцами и о вытеснении половских кочевников татарами, о начальных временах установления тоталитарной власти русских царей. Каждая из предшествующих культур оставила свои исторические «песчинки» в необычайно богатой событиями истории южной «окраины» российского государства. А некоторые из них «просочились» в современную историю как доказательства реальной ценности земли кубанской.

 

Такое близкое прошлое

На территории Каневского района официально учтено 283 памятника меото-сарматской культуры, все они относятся к третьему тысячелетию до нашей эры – первому тысячелетию нашей эры. В границах Каневской и окрестностей станицы, согласно утверждённому законом Краснодарского края перечню памятников истории и культуры, выявлено и охраняется государством более двадцати курганов и курганных групп.

Были времена, когда курганы не вызывали пристального научного интереса, но как особенность рельефа местности, в перемежении с мокрыми балками, использовались казаками-первопоселенцами в градостроении и сельском хозяйстве. На одних устраивали главные площади куренных поселений, сторожевые вышки и т.п., другие служили дополнительными площадями земельных наделов.

Многие памятники древней культуры безвозвратно утеряны при строительстве общественных зданий и жилищ каневчан, обустройстве коммуникационных систем, распашке сельхозугодий и добыче полезных ископаемых (вода, глина, газ и т.д.). Известны случаи, когда исследователи во время научных экспедиций выявляли среди домашней утвари старожилов глиняные изделия меото-сарматского периода. Об одной из таких находок хозяйка рассказала, что «цэ блюдцэ от бабушки осталось, затирку для борща в ней готовлю».

В середине «нулевых» корреспондент газеты «Каневские зори», заслуженный журналист Кубани, краевед и писатель Валентин Цветков писал: «…В 1964 году был построен газопровод Каневская – Усть-Лабинск. Полувековой срок его эксплуатации истёк, и строители Газпрома решили заменить отслужившие магистральные трубы на новые. Строительно-монтажные работы ведутся с крайних точек во встречном направлении. Слева от Прощальной балки, в конце 133-го километра автомобильной дороги Ейск – Краснодар, газопровод, идущий с ней параллельно, тогда, пятьдесят лет назад, проложили по краю одного из двух курганов, составляющих единую группу. Требования к археологическим памятникам были, видимо, не такими жёсткими, как сейчас, поэтому факт нарушения остался без внимания… На коротком участке, в границах курганной группы, вырыли траншею над газопроводом, а рядом ещё две – исследовательские. В них, начиная с восьмого августа, работает группа археологов краснодарского открытого акционерного общества «Наследие Кубани». Её начальник Павел Владимирович Соков стал для меня и руководителя каневского военно-патриотического клуба «Русичи» Олега Петровича Кирячка всезнающим и добрым экскурсоводом.

– За десять дней работы на этом кургане, — рассказывал он, — нам удалось вскрыть семь погребений. Все они относятся в эпохе бронзы и насчитывают около четырех тысяч лет. Одно захоронение парное, остальные – одиночные.

– Что значит «парное»?

– На глубине в два с половиной метра первым был захоронен предположительно мужчина. Под ним хорошо просматривается подстилка из какого-то материала. На останках – хорошо сохранённая красная ленточка, расширяющаяся в средней части. Этот по форме миндалевидный центр – чёрного цвета. Над первым человеком на деревянном настиле был захоронен второй. В парном погребении наши специалисты обнаружили и несколько ритуальных предметов – две каменные плиты для размола зерна в муку, осколки глиняной посуды…

– Во всех захоронениях, а вы обнаружили останки восьми человек, их поза в нашем восприятии странная. Лежат на правом боку, скорченные.

– Это поза эмбриона. В ней будущий человек находится в чреве матери. В таком состоянии людей тогда и хоронили.

– Можно ли что-либо сказать о роде занятий наших предков?

– Учитывая места их расселения и в последующем – захоронения – вдоль рек и мокрых балок, а также с учётом найденных предметов, можно предположить, что основными видами их деятельности являлись земледелие, рыболовство, в меньшей степени – гончарное производство и ткачество, не исключено – товарный обмен с другими народами.

– Павел Владимирович, – это к разговору уже подключился О. П. Кирячёк. – Вы сказали, что наши предки, останки которых обнаружены в кургане, относятся к эпохе бронзы. Удалось ли хоть в одном из семи захоронений обнаружить какое-либо оружие?

– Нет. Ничего похожего в этом кургане не было. Скорее всего, упокоение здесь нашли люди мирные и не очень богатые, если это определение применимо ко времени в четыре тысячи лет назад.

С помощью археолога мы обратили внимание на тот факт, что тела захороненных людей в своё время были посыпаны красной краской, что, по утверждению нашего экскурсовода являлось символом очищения людей от земных грехов. Стены погребальных ям обработаны белого цвета раствором – он просматривается и сейчас. Высота кургана, в котором работает группа ОАО «Наследие Кубани», на сегодняшний день составляла всего полметра. Это – результат постоянной работы земледельцев, которые и дискуют, и пашут памятники археологии, сравнивая их с землёй. Сколько их таких – невысоких и почти невидимых непрофессиональному взгляду – по окрестностям!»

Собиратель историко-краеведческих сведений каневчанин Николай Лемиш пишет: «…Дом моего родного деда Никиты Ивановича находился напротив церкви, а два его брата имели торговые лавки на Южной площади. Северо-восточная её часть когда-то была занята старым кладбищем, там же до 50-х годов ХХ века находился небольшой курган, известный как «Шевченкова могыла». Рядом с ним – школа для детей казаков, построенная в 1906 году (снесена в 70-е годы). В 1925 году часть площади была отведена под строительство электростанции…». Об этом кургане вспоминают и выпускники СОШ № 7 (ныне – лицей), а в годы строительства на этом месте Дворца спорта «Победа» зимнее катание по заснеженному склону кургана было излюбленным занятием школьников.

Упоминает Николай Фёдорович и о безвозвратно утерянных курганах, возвышавшихся в другом районе станицы. Их не стало ещё при обустройстве Северной площади, разработке глинищ и развитии жилого района, некогда носившего народное название Солона.

Тому, что Каневская обустроена на месте бывших меото-сарматских поселений, имеется немало подтверждений: археологических находок, историко-краеведческих заключений, а, главное – рукотворных насыпей – курганов. Кто-то придаёт этому в некотором смысле мистический окрас, кто-то обвиняет первопоселенцев в вандализме по отношению к памятникам археологии. Но разве не послужили каневчанам древние сооружения культурной меткой для заселения на комфортном для проживания месте?

Надо отдать должное и последующим поколениям каневчан – за два с четвертью века они сумели частично сохранить мемориальный комплекс меото-сарматской культуры. И даже давали имена курганам, происходившие от фамилий основателей по близости с ними хуторов: Шевченко, Луц, Чумак, или обозначая их характеристики: Лысый, Высокий. В начале третьего тысячелетия государство обратило особое внимание на курганы, как на историко-культурное наследие кубанских земель. Выявленные памятники археологии внесены в охранный реестр, на каждом установлены специальные метки в виде металлических пирамид.

Что дают современникам эти уникальные в своём исполнении и таинственные априори сооружения? Конечно же, напоминание о далёком прошлом родного края. И живописные ландшафтные виды – к примеру, пара курганов «Близнецы» на северной окраине станицы или курганные ансамбли на восточной и южно-восточной землях в окрестностях Каневской.